Узбекистан | 10:15 / 07.07.2020
21823
7 минут чтения

Разрешённые +5 км/ч при превышении скорости: почему они учитываются только при первом этапе измерений?

Если водитель будет передвигаться со скоростью 91 км/ч по территории с ограничением скорости 70 км/ч, то в отношении него применяется штраф в размере 1 115 000 сумов. Это противозаконно, поскольку в этом случае следует принимать во внимание правило «+5 км/час», и налагать штраф в размере 223 000 сумов.

В статье 128-3 Кодекса об административной ответственности намечены виды штрафов трёх разных степеней тяжести за превышение водителем установленной нормы скорости, в зависимости от превышенной скорости движения.

При этом:

·       превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину не более 20 километров в час влечёт наложение штрафа в сумме одного размера базовой расчётной величины*, то есть 223 000 сумов;

·       на величину более 20, но не более 40 километров в час – наложение штрафа в сумме пяти размеров БРВ, то есть 1 115 000 сумов;

·       на величину более 40 километров в час – наложение штрафа в сумме девяти размеров БРВ, то есть 2 007 000 сумов.

(*размер базовой расчётной величины равен 223 000 сумам)

Известно, что в Налоговом кодексе имеется принцип презумпции правоты налогоплательщика. Согласно этому принципу, все неустранимые противоречия и неточности в налоговом законодательстве трактуются в пользу налогоплательщика. Мы заговорили об этом, так как по вопросу привлечения к ответственности граждан за нарушение правил дорожного движения действует похожее правило.

В частности, согласно пункту 8 инструкции о порядке рассмотрения административных дел о нарушении правил дорожного движения, зарегистрированной Министерством юстиции за номером 2240 от 5 июля 2011 года, при превышении водителем установленной скорости необходимо учитывать показатели специальных приборов измерения скорости и спидометра транспортного средства с учётом всех допустимых возможных дефектов.

Если прибор измерения скорости покажет превышение разрешённой скорости более чем на 5 км/час, составляется административный протокол.

То есть, в законодательстве зафиксирована условная единица +5км/ч, когда технические недостатки, которые могут возникнуть при измерении скорости, решаются в пользу водителя.

К примеру, считается, что водитель, передвигающийся со скоростью до 75 км/ч в пунктах проживания населения, в местах, где запрещено превышение скорости 70 км/ч, не нарушил правила. А если его скорость будет составлять 76 км/ч, то правила дорожного движения уже будут считаться нарушенными, и это повлечёт наложение штрафа в однократном размере базовой расчётной величины.

Однако, если на этой территории превысить скорость на величину более 20, но не более 40 километров в час? После какой скорости должен применяться штраф в пятикратном размере?

В сегодняшней практике, если водитель в месте со знаком «50» будет передвигаться со скоростью 71 км/ч, то в отношении него будет применён штраф в пятикратном размере БРВ. Но ведь это неправильно!

Поскольку с учётом всех допустимых возможных дефектов показателей специальных приборов измерения скорости и спидометра транспортного средства есть разрешение на превышение установленной скорости до 5 км/ч. Однако это учитывается сотрудниками ДПС только при наложении штрафа в размере 1 «минималки».

В одном из известных редакции случаев водитель передвигался со скоростью 91 км/ч на территории, где установлено передвижение со скоростью до 70 км/ч. В отношении него был оформлен административный протокол о превышении скорости автомобиля на 20 километров в час, установленном специальным автоматизированным техническим средством фото и видеорегистрации, и назначено наказание в виде штрафа в пятикратном размере БРВ – 1 115 000 сумов.

На первый взгляд, здесь можно увидеть превышение водителем скорости на более чем 20 км/ч. Однако, именно в этом случае инспектор ДПС, оформивший административный протокол по факту, зарегистрированному специальным устройством, скорее всего, не учёл правило инструкции «+5 км/ч». Поскольку, на территории с ограничением скорости движения до 70 км/ч, с учётом правила «+5 км/ч», для попадания под вторую часть статьи 128-3 Кодекса об административной ответственности, скорость движения должна была составлять 96 км/ч.

Допустим, если в месте с установленной скоростью 70 км/ч настоящая скорость будет, скажем 106 км/ч, а на радаре покажет 111 км/ч? Это уже означает штраф не в 5-кратном, а в 9-кратном размере БРВ.

Для этого в нормативных документах и введено правило «+5 км/ч», а сотрудники государственной службы безопасности дорожного движения обязаны применять это правило и в последующих ограничениях скорости.

То есть, штраф в 5-кратном размере БРВ за превышение скорости 70 км/час должен быть оформлен начиная со скорости 96 км/ч, а штраф в 9-кратном размере БРВ – начиная со скорости 116 км/ч.

Чтобы было понятно, обратим внимание на квитанцию штрафа, отправленную водителем, работающим в Швейцарии.

Источник: krass56.ru

Согласно этой квитанции, радар показал скорость водителя 54 км/ч. Согласно правилу, он мог передвигаться со скоростью до 50 км/ч. В правилах дорожного движения Швейцарии учитывается соблюдение правила «+3 км/ч», и выявлена настоящая скорость, по которой можно привлечь водителя к штрафу, в виде 54-3=51.

Можно сказать ещё, что это правило, в отличие от практики применения нашего права, в Швейцарии и других иностранных государствах применяется в отношении всех категорий границ скоростей, на которые налагается штраф.

Согласно ещё одному требованию вышеуказанной Инструкции, протокол, оформленный без соблюдения правила «+5 км/ч», не должен приниматься инспектором административной практики службы безопасности дорожного движения для рассмотрения дела об административном правонарушении. Получается, что следует признать, что административный протокол, имеющийся в редакции, изначально оформлен инспектором ДПС УБДД неверно. Видно, что сотрудники ДПС недостаточно вникли в Инструкцию, или им дали неверное указание, что нужно поступать именно таким образом.

Подводя итог, просим ответственных лиц из главного управления безопасности дорожного движения министерства внутренних дел разъяснить сотрудникам ДПС и УБДД правильное применение Инструкции на практике.

Мы считаем, что при оформлении административных протоколов следует пересмотреть случаи, где не учитывалось правило «+5 км/ч» и перерасчёт в пользу водителя.

Дилшод Абдукодиров, юрист

Подготовил:  Вадим Султанов

Новости по теме